Самый эмоциональный бард Рамиль Бадамшин об авторской песне, музыке и «Гринландии»
27 июня 2013 г.
Встреча с автором-исполнителем Рамилем Бадамшиным – всегда особое эмоциональное переживание. Причем неважно выступает ли он со сцены или общается с вами в кабинете. До сих пор Рамиль в Кирове бывал лишь по случаю — выступить на фестивале авторской песни «Гринландия», а в этом году он приехал, конечно, тоже на «Гринландию», но уже не только в качестве исполнителя, члена жюри, но и, можно сказать, соорганизатора.
— Рамиль, два раза на «Гринландии» вы уже были, а вот теперь снова – чем же вас так привлекает этот фестиваль?
— Я человек эмоций, человек ощущений. И ни за что не буду там, где мне что-то не нравится. А с «Гринландией» все сложилось. Причем сложилось даже неожиданно для меня самого. Первый раз я ехал на фестиваль из Уфы на машине: дорога была тяжелая, и на самом деле все говорило против того, чтобы было хорошо. Но когда приехал, вышел на поляну, сел на стульчик среди сосенок: а вот оно небо голубое, сосны вековые и появилось ощущение, что я здесь всю жизнь был, здесь родился. Потом увидел лица друзей, знакомых… А когда начались концерты, то это ощущение комфорта и удовольствия просто начало зашкаливать. На «Гринландии» у зрителей какое-то особое отношение к исполнителю. Конечно, можно воспитать культуру поведения на концертах, но это совсем другое. У меня экспромтом получился чуть ли не часовой концерт: и мне не хочется со сцены уходить, и зрителям меня отпускать. И вот так шаг за шагом я был сражен «Гринландией» наповал, при этом, повидав огромное количество фестивалей и сам являясь организатором подобных мероприятий разного масштаба (в Удмуртии Бадамшин занимается организацией фестиваля «Звездное небо», небольшого фестиваля в поселке Учалы, принимает участие в организации Ильменского фестиваля Олега Митяева, проводит мультиформатные мероприятия, прим. автора). Кстати, потом мои мысли и ощущения разделил Олег Митяев. Он ведь тоже во многом ехал сюда с тем, чтобы, условно говоря, научить чему-то, а потом оказалось, что это на «Гринландии» нужно учиться.
— А чему же можно у нас поучиться?
— Во-первых, умению создать атмосферу. Я ведь обращаю внимание не только на творческую сторону, а на отношение людей – какой контингент приезжает на фестиваль. Я был даже в некотором замешательстве, когда увидел, что многие приезжают на поляну с новорожденными детьми, а ведь фестиваль полевой, но все так устроено, что это никого не смущает.
Здесь, конечно, в первую очередь нужно отдать должное организатору «Гринландии» депутату Государственной Думы Олегу Валенчуку. Именно его готовность поддерживать фестиваль и в моральном, и в материальном плане позволила создать такую великолепную атмосферу. Безусловно, заслугой Олега Дориановича является и то, что о «Гринландии» узнали и заговорили во всей России. По моим наблюдения «Гринландия» вообще самый крупный фестиваль в нашей стране не только по количеству гостей, потому что собрать народу можно много, а скорее по «качеству» приезжающих. Сюда едут не просто провести время, а найти единомышленников, услышать хорошие песни и, конечно, принять участие в конкурсе. О нем, кстати, стоит сказать отдельно.
— Что же в нем необычного?
— За всю свою историю фестивальной жизни не встречал, чтобы в конкурс заявлялось такое количество участников. Это для меня шок. В прошлом году на прослушивание в творческих мастерских пришло около 1000 человек: Грушинский фестиваль в свои лучшие времена такого не мог себе позволить, по крайней мере, по моим наблюдениям. Это говорит о престиже, говорит о том, что люди пишут, и хотят делиться творчеством.
Очень здорово, что на «Гринландии» делают прослушивания в формате мастерских: человек приходит на прослушивание и с ним работают. Ему объясняют – а может быть вот так спеть, а может быть в поэзии слова поменять, в общем, ему стараются показать, что можно сделать, чтобы произведение зазвучало.
— Но ведь и отбор в любом случае должен быть…
— Конечно. Именно поэтому лично мне очень сложно быть в жюри, и я всячески стараюсь от этого отойти. Но, тем не менее, надо сделать так, чтобы конкурсант чувствовал открытость членов жюри, положительный посыл, чтобы он вышел на сцену и играл каждый раз, как в последний раз. Как мотивировать людей, сидящих в жюри, чтобы они искренне захотели услышать исполнителя, я не знаю. Сделать это деньгами – они будут делать вид, что им это интересно. Член жюри должен быть заинтересован в том, чтобы конкурсант выкладывался. Может быть по принципу наставничества, как это делается сейчас в телешоу: чтобы было сопереживание, чтобы чувствовалось напряжение – а вдруг подопечный моего оппонента выступит лучше. В этом году мы попробуем в этом плане что-то изменить.
— Наверное будет непросто – с таким количеством желающих принять участие в конкурсе…
— Конечно, быть объективным и заинтересованным, прослушивая 5 часов подряд даже человек 200-250 – это нереально. В этом плане очень помогает заочный конкурс. Для исполнителя – это прекрасная возможность реализоваться и прислать не одну, а три песни – хоть каждый месяц. Для члена жюри – есть время, чтобы вслушаться в материал: первый раз – услышать мелодию, второй – слова, третий – интонации. Вы знаете, я с нетерпением жду этого года, потому что приедут те люди, которые участвовали в заочке, и я их увижу, мы пообщаемся. Мне кажется будет что-то неожиданное.
— А каких открытий ждать гостям фестиваля?
— Конкурсантам мы дадим шанс выйти на «свободный микрофон». Чтобы была возможность продемонстировать свое творчество вне конкурса. Кроме того, в этом году в жюри будут самые, что ни на есть авторитетные авторы-исполнители: Галина Хомчик, Владислав Шадрин, Дмитрий Обухов, Вадим и Валерий Мищуки, Юлия Зиганшина, Александр Мирзаян, Дмитрий Богданов. Ведь все равно есть такой момент, когда конкурсант выходит на сцену и видит, кто сидит в жюри: уау, меня такие люди слушали, я должен не ударить в грязь лицом. С таким жюри и конкурсантам будет понятно, почему надо выложиться на 100%. Зрителям тоже здорово, когда приезжают настоящие звезды. Кроме того, у гостей «Гринландии» будет возможность воочию познакомиться с проектом «Песни нашего века», когда бардовские звезды поют знакомые всем нам песни. А еще мы постарались в этом году организовать максимальное количество сольных выступлений: в пятницу послушать сборный концерт, определиться, кого хочется послушать, а затем в ходе фестиваля получить максимальную дозу душевного песенного общения.
Рамиль Бадамшин: видимо именно здесь в этой стране «Гринландии» и живет маленькое человеческое счастье