Песня — как порыв души

8 июня 2012 г.

«Гринландия» стала еще более массовой и разноплановой

В конце прошлой недели любой человек мог стать жителем «страны мечтателей и романтиков»: с 16 по 18 июля на большой поляне у села Бошарово прошел XVIII Всероссийский фестиваль авторской песни «Гринландия-2010».

 

Посетившие за 3 дня «Гринландию» 90 тысяч человек наслаждались жарким солнцем, живым исполнением любимых песен и общением с классиками авторской песни — Юлием Кимом, Леонидом Сергеевым, Галиной Хомчик и другими. Через творческие мастерские и тематические конкурсы фестиваля прошли конкурсный отбор свыше 1000 авторов-исполнителей, представляющих более чем 200 городов России и ближнего зарубежья.

«Гринландию» отличает особая атмосфера: стоит где-то остановиться человеку с гитарой, как окружающие не могут пройти мимо. Сразу возникает некая стихийная общность людей, объединенных любовью к песне, к природе, да, пожалуй, и к самой жизни.

В этом году, если считать по человеческим меркам, фестиваль достиг своего совершеннолетия, а лучшие годы, безусловно, впереди.

«Гринландию» любят не только за возможность быть услышанными, но и за то, что здесь можно запросто пообщаться со звездами авторской песни, которых в другое время можно разве что увидеть на телеэкранах и услышать по радио. Корреспонденты «Нового варианта» также не преминули воспользоваться этой ситуацией и проинтервьюировали бардов Галину Хомчик, Юлия Кима, Константина Тарасова и Леонида Сергеева.

 —   Через творческие мастерские «Гринландии» за все дни работы прошли более тысячи авторов-исполнителей, плюс работы на военно-патриотическую тематику, которые вы отслушали еще до фестиваля, исходя из всего этого, что можно сказать об участниках «Гринландии-2010»?

Константин Тарасов: Нам с Галиной Хомчик предоставилась возможность каждому отслушать по 100‑150 песен на военно-патриотическую тематику (на конкурс было прислано 450 заявок. — Прим. автора). Работ высокого качества было очень много. Мне приятно, потому что это действительно были настоящие откровения.

Леонид Сергеев: В работе мастерских я участия не принимал, зато на творческой встрече в «Чайной» (кстати, «Чайная» для встреч с гостями фестиваля — новинка этого фестивального года) был приятно удивлен, что люди приходят с очень разными песнями. Каждый раскрывался по‑своему: кто‑то пел ближе к року, кто‑то — русские народные.

– Кстати, а как вы относитесь к самим творческим мастерским? Нужны ли они сегодня?

Леонид Сергеев: На мой взгляд, не нужны, поскольку невозможно человека научить. Если человеку дано писать и исполнять песни, он будет востребован, его будут понимать и искать.

Юлий Ким: Категорически не согласен. Опыт не столько мастерских, сколько литературных кружков, куда приходили начинающие поэты, — бесконечно полезен. Очень полезно послушать, что пишет твой сосед и, конечно, хорошо бы услышать мнение старших товарищей.

Константин Тарасов: Однажды, разговаривая с преподавателем консерватории — моим приятелем, я спросил, как вы учите сочинять музыку. Он ответил: «Мы не учим сочинять. На композиторском факультете показываем студентам, как музыка развивалась, какой вклад эпоха, стиль, страна внесли в ее развитие, а композитор потом будет решать сам, как ему развиваться. Не имея этих знаний, он не может надстраивать свое умение. Если бы у нас в авторской песне знатоки просто объясняли, что было до вас — чтобы было не просто подражание кому‑то, а рассказывался принцип рождения авторской песни — это было бы очень полезно.

Галина Хомчик: Мастерские не надо устраивать насильно. Сюда должны приходить те, кто хочет чему‑либо научиться и что‑нибудь про себя послушать. Если же ты идешь на мастерскую и хочешь научить мастера, то лучше организуй свою, если найдется кто‑то, кто захочет слушать тебя. А если люди идут на мастерскую, значит, им это надо и значит, нужно их проводить.

Константин Тарасов: Пожалуй, основной смысл творческих мастерских — научиться выступать перед публикой, быть более открытым и раскованным. Многие прекрасные песни «гибнут» только потому, что их не сумели хорошо спеть, а потом приходит Галина Хомчик — и вся страна на следующий день поет эту песню.

 —   В этом году на «Гринландии» были отдельно выделены военно-патриотическая, детская площадки и площадка, посвященная Году учителя. Удалось ли авторам раскрыть в своих песнях данные темы?

Галина Хомчик: Самое страшное в авторской песне — это раскрыть тематику. Это чудовищный штамп, который ни в коем случае нельзя ставить рядом с авторской песней. Если человек ставит себе задачу раскрыть тематику — пусть идет в другой жанр, потому что авторская песня — это порыв души. Это некое слово, которое ты не можешь не сказать. Даже если тебе дают тему — военные песни, к примеру, то у тебя все равно должен быть порыв. Авторская песня в первую очередь должна состояться как талантливое произведение.

Радует то, что в этом году такие порывы души были, потому что встречались песни, которые под своим углом раскрывали нам взгляд человека на войну, на детство… Насколько это было талантливо, покажет время — если люди будут это петь, значит, это талант.

– Изменяется ли авторская песня со временем?

Леонид Сергеев: Безусловно, а иначе она давно бы умерла.

Константин Тарасов: Авторская песня — отражение жизни. И то, что считалось откровением в 60‑е годы, сегодня уже не откровение. Именно поэтому самыми востребованными авторами остаются те барды, которые интуитивно, но все‑таки отвечают на вопросы и чаяния людей, которые живут здесь и сейчас.

Леонид Сергеев: Вечны только темы добра и зла, любви и радости….

 —   Организация открытого фестиваля — задача не из легких. Который год берет ее на себя партия «Единая Россия» («Гринландия» является официальным партийным проектом. — Прим. автора), а координатором выступает депутат Государственной Думы Олег Валенчук. Как вы оцениваете такую партийную инициативу?

Галина Хомчик: Крайне мало фестивалей авторской песни отличаются высоким уровнем организации. Раньше в моем «списке» были только Ильменский и Сочинский, в этом годы я добавила для себя еще и «Гринландию». Причем здесь все сделано так, что организации не замечаешь, но все очень продуманно, комфортно и разумно. А это означает, что организаторам удалось сделать практически невозможное.

Константин Тарасов: Без поддержки таким проектам, как фестиваль авторской песни, существовать трудно, а они нужны. Так что дай Бог, чтобы была поддержка бардовского движения, и в общем не важно, кем она оказана: партией, городскими или региональными властями. Хотя все‑таки приятно, что именно «Единая Россия» поддерживает этот фестиваль — это значит, что партия власти заинтересована в формировании культурного наследия страны.

Ольга САЛТЫКОВА «Новый вариант»